Нурмухаметов
Максим
Мультипликатор проекта «Игры твоей школы»
25 лет, г. Ханты-Мансийск
Игровая модель «Разлом. Сквозь Вселенные»

Мне 12 лет. На улице ветрено, я в серой куртке поверх школьной формы, в толпе таких же детей. Мне немного некомфортно из-за толпы. Мы стоим у памятника-самолёта в моём родном городе. У меня на шее золотая медаль за отличное окончание года, у детей вокруг меня такие же медали. Нас поздравляют важные дяди и тёти. Это был последний раз, когда я получил золотую медаль; одиннадцатый класс закончил с двумя тройками.

Если быть честным — мне повезло. У меня была отличная школа, большая часть учителей были приятными, интересными людьми и профессиональными педагогами. Так что… это история не о том, как школа испортила мне жизнь, какие ужасные были учителя и какая устаревшая у нас в стране система образования.

Это история о том, как я потерял интерес к обучению. И как мне до сих пор тяжело этот интерес искать. И как у кого-то его никогда не было. История о тех, кому не повезло.
Я не знаю, в какой момент меня стало интересовать образование. Наверное, в то же время, когда я начал заниматься своим здоровьем, стал больше общаться с разными людьми, снова начал много читать. В то же время, когда я стал задумываться о том, что повлияло на меня, как на человека, почему я хорош в том, в чем я хорош и почему мне тяжело заставить себя делать нужные и даже интересные мне самому вещи; когда я подумал:
«Вот бы сейчас вернуться в школу и пройти все заново, постараться не тратить время на ерунду, максимально эффективно учиться!»
классика, не правда ли?)



Тогда я еще не понимал, что разговор об устаревшей, неэффективной, шаблонной системе образования сам по себе устаревший, шаблонный и неэффективный. Пожалуй, это то же самое, что кухонные разговоры о политике (видимо, состояния этих сфер неразрывно связаны между собой). Все понимают, что общая картина ужасна, у каждого в голове хоть раз была идея снести все к чертовой матери и построить заново. Но эта идея слишком далека от реальности. С этой точки зрения проблема кажется нерешаемой.
Само собой, это возможно. Возможно пробиться через систему, через неинтересных даже самим себе преподавателей, через отсутствие выбора. Сохранить в себе искру интереса, воспитать внутреннего исследователя, человека, который все еще хочет познавать мир вокруг себя. Наверное, это закаляет. Если ты сумел с детства сохранить познавательный интерес в таких условиях, то вряд ли когда-либо его потеряешь. Но это единичные случаи. Что делать с миллионами остальных, у кого не получается?



Но что, если посмотреть с другого угла?
Что, если есть способ принести, пусть и маленькую, но реальную пользу, решив, одну частную проблему конкретного объекта системного образования?


Мне всегда нравилась математика. Я чувствовал внутренний азарт, когда решал какой-нибудь сложный пример. Я точно знаю способ научиться решать примеры: нужно просто решить очень много. Мой препод по математическому анализу в универе считал, что если решишь четыреста примеров, то точно научишься. Я думаю, это отличный рабочий способ. За все время обучения математике (не очень долгое в общем-то) я не придумал и не увидел ничего эффективнее.
В этом мое мнение и мнение учеников 8 «Б» класса школы №6 города Ханты-Мансийск расходятся. И я понимаю и принимаю это. "Я не хочу учить четыреста примеров, я не хочу учиться их решать, я не понимаю, зачем это мне?!" - скажет каждый ученик 8 «Б» класса. Он или она хочет заниматься тем, что ему интересно: смотреть «Рика и Морти», гулять, сидеть в «Вконтакте». И это я тоже могу понять. Я тоже хочу заниматься тем, что мне интересно. Проблема в том, что никто не освободит ученика 8 «Б» от математики, потому что он хочет посмотреть новый сезон «Рика и Морти». У него нет выбора.

Когда я пришел в школу на практику, все было хорошо, поначалу. Казалось, что администрация идет на встречу. В принципе, так и было, по крайней мере, они не ставили палки в колёса.

На самом деле, именно исследовать было очень тяжело, чувствовалась нехватка опыта: не понимал, какие вопросы в анкете указать, какие вопросы задавать, какое вообще направление исследования поставить. В итоге задал, возможно, слишком широкий круг вопросов в анкете. Интервьюирование проводил интуитивно, направление определил уже в процессе и сделал на него акцент в игре. Самой главной моей ошибкой было то, что я побоялся напрямую подойти к учителю математики и поговорить с ней. Из-за этого потерял много времени, пытаясь придумать способ обойтись без нее и вообще откладывая разгон игры на потом.
С контактом с детьми все круто, 8 «Б» всегда рад меня видеть. И в принципе все дети в школе были рады меня видеть. Какие-то шестиклашки хотели, чтобы я стал у них преподом, хотя я с ними вообще не общался, мне потом сказали. Достаточно много времени провел с активистами и участвовал в нескольких школьных мероприятиях.

А дальше все было проще:
я разработал и внедрил игровую модель в уроки математики, договорился с преподавателем, с педагогом-организатором, создал страничку вконтакте,
нашел аккаунты всех детей в классе, связался с ними с помощью ссылок на аккаунты.

Итак, об игре
Player' journey:
Расшифровываешь координаты персонажа (получаешь оценку 4 или 5 на уроке геометрии или алгебры, преподаватель выдает карточку координат)
Относишь координаты замаскированному Рассекателю пространства Дим Эс (педагог-организатор)
Находишь персонажа с помощью Дим Эс (педагог-организатор выдает случайную карточку с картинкой персонажа)
Связываешь с Окто Сепаратус, предлагаешь нового члена команды (скидываешь фотку карточки, описываешь, что за персонаж и чем может помочь)
Тебя чествуют как искателя героев (пост в «Вконтакте» с фоткой и описанием героя, а также ссылкой на человека, который его нашел) + попадаешь в еженедельный лидерборд
Используешь персонажей в финальной игре
Прошло круто
Для меня стали огромным опытом основы тайм-менеджмента. Не секрет, что школьные уроки ограничены во времени и это означает, что звонок приравнивается к «бегу кушать в столовую». Но это не помешало командам дойти до финиша и получить свои награды.

То, что я пытался сделать на протяжении проекта — найти возможность хотя бы уменьшить меру страданий ученика 8 «Б». Дать ему/ей смысл, пусть и вымышленный, научиться решать примеры для получения вполне реального, важного навыка.
Объединить нужное и любимое.
Зародить в нем/ней росток интереса и помочь его сохранить.

Made on
Tilda