Казак
Маргарита
Мультипликатор проекта «Игры твоей школы»
30 лет, г. Сургут
Игровая модель «Мастерская Санта Клауса»

Мне всегда нравилось играть. В детстве я придумывала сюжетные и ролевые игры (чаще всего по мотивам книг), в которые мы играли с друзьями. Мне повезло: каждое лето я проводила за городом, и у меня был огромный выбор локаций для игр. Сады, поля, речные берега, затоны и родники, старые дома и заброшенные церкви. Мы прятали «сокровища» и чертили карты с подсказками, строили плоты и шалаши, создавали и исследовали целые миры, придумали друг для друг задания (далеко не всегда безопасные с точки зрения взрослых, но кто в 8-10 лет думает о последствиях). Это дарило незабываемое чувство свободы, придавало смелости, наполняло гордостью.

Позже, в школе, на смену играм на свежем воздухе пришли интеллектуальные игры: викторины, квесты. Мне всегда нравилось и нравится придумывать то, в чем можно проявить ум, смекалку и свои способности. Наверное, поэтому я всегда восхищалась учителями, которые придумывали нестандартные задания на уроке. У нас их было несколько: Раиса Константиновна, Марина Владиславовна и Ирина Михайловна. Английский язык, биология и история. Совпадение это или нет, но именно эти предметы были у нас любимыми и хорошо освоились классом. С тех пор как я стала учителем, я часто вспоминаю их, и так же, как они, хочу сделать свои уроки интересными и разнообразными. Иногда, к сожалению, не хватает инструментария. Вот так я и пришла в проект «Игры твоей школы».

Придя работать в школу учителем технологии, я столкнулась с несколькими проблемами. Отношение к этому предмету более, чем посредственное (не сдавать же по нему ЕГЭ, тогда зачем учить?) и, хотя дети настроены благожелательно, работать на этих уроках они не привыкли. Ряд тем и разделов учебников вызывает сомнения в том, необходимы ли эти знания для современных детей, не анахроничны ли они. Дети, столкнувшись с подобным, как правило, теряют интерес к предмету. Проектные работы и практические задания, которые выполняют ученики, строго разделены по гендерному принципу и лишены личной или эмоциональной окраски. Поэтому, проанализировав результаты прошлого года - опросив детей, просмотрев выполненные работы - и понаблюдав за текущими уроками, в том числе своими, я пришла к следующему:

мне захотелось сделать игру, которая вовлечет учеников в общий творческий процесс, где они смогут применить изучаемый на уроках материал и получат значимый личный результат.

В проекте приняли участие 3 класса:

• 6 «А» (8 девочек, 10 мальчиков);
• 6 «Б» (10 девочек, 10 мальчиков);
• 6 «В» (10 девочек, 9 мальчиков).

Легенда

Совсем скоро Новый Год и Рождество, а это время чудес и приключений. И в одно из них я предлагаю отправиться вам уже сегодня. Мы с вами очутились в самой настоящей мастерской Санта Клауса, и, более того, вы уже не 6 «А», а самые настоящие эльфы – талантливые и умелые помощники самого Санты. Он отправился собирать пожелания детей, а вам оставил задание. Посмотрим, хватит ли у вас умения и смекалки, чтобы с ним справиться.

У Санты есть традиция: первым в его мастерской делают символ наступающего Нового года. Он просит вас сделать такой новогодний сувенир, но вот незадача: холодный северный ветер перепутал все чертежи. Сможете ли вы их восстановить и найти нужный чертеж?

Что изменилось во мне за время проекта?

Я научилась «упаковывать» в игровые модели теоретические блоки образовательной программы и практические задания, которые зачастую слишком далеки от понимания современных детей.
Какое воздействие я оказала на школьное сообщество как личность?

Фраза «Давайте поиграем!» действует магически. Учитель, который играет на уроках, становится ближе и понятнее детям. Игра помогает преодолевать барьеры: пространство игры безопасно, и дети не боятся раскрываться, демонстрировать свои идеи, делиться мнениями и т.д.
Главный инсайт по поводу того, как игра может изменить образование?

Игра – призма, способная преломить взгляд на школьный процесс и высветить скрытые возможности и потенциал ребенка, которые при традиционной форме урока могут остаться незамеченными. Элементы игровых моделей, квесты, соревнования, зарабатывание очков с дальнейшим обменом на призы - всё это стимулирует интерес. Появляется шанс, что привлеченный формой подачи, заинтересованный игрой ребенок может заинтересоваться и самим материалом.


Хотя многие продолжают называть урок технологии «трудами» или «обслуживающим трудом», мне хочется показать ученикам, что за этим кроется нечто большее.

Что технология – это возможность реализовать себя в сфере, которая всегда будет интересна и важна для людей, поскольку это огромное поле для творческой деятельности.

Организовать пространство вокруг себя, готовить вкусную и полезную еду, иметь возможность сшить одежду по своим собственным эскизам. Я пытаюсь донести до детей мысль, что «технология» – это то, как вы меняете мир вокруг себя, создавая нечто новое, уникальное.
Разрабатывая эту игру, я хотела показать процесс создания объекта от эскиза до его воплощения; как по-разному его можно придумать и воплотить; как много может каждый из участников вложить в общее дело; насколько этот процесс интересен и увлекателен. Я увидела, как трудно им придумать что-то новое, как они борются с апатичностью, ленью, эгоизмом, страхом и учатся высказывать свои мысли, а также принимать точку зрения другого человека. Увидела искренний интерес и желание развиваться в этом направлении. Разумеется, я понимаю, что вряд ли все они станут известными дизайнерами, гениальными модельерами или шеф-поварами, но мне хочется просто показать, что существует много вариантов применения своих способностей, что нужно не бояться и пробовать что-то новое, искать себя.

Узнавать мир и развивать себя – это полезно и увлекательно. Поэтому, уверена, меня и моих учеников ждет еще много игр и творческих проектов.
Made on
Tilda